
Лу́нинец (белор. Лу́нінец) — город в Брестской области Белоруссии. Центр Лунинецкого района. Является железнодорожным узлом. Расположен рядом с рекою Припять.
Площадь Лунинца составляет более 4000 га, на которой размещено более 3300 зданий. Общая протяженность 129 улиц и 51 переулка составляет 51 км.
История
Лунинец впервые упоминается в исторических источниках в 1449 году как деревня Малый Лунин. С 1540 года известно как село Лулинец, принадлежащее воеводе полоцкому Станиславу Довойне. В 1588 году в селе было 484 жителей, 74 дома, а также винокурня. В 1622 году владелец Константин Долмат подарил село вместе с крестьянами Дятловичскому мужскому монастырю.
В 1793 году в результате второго раздела Речи Посполитой село вошло в состав Пинского уезда Российской империи. По данным на 1795 год население составляло 624 жителя, было 75 домов.
В 1842 году имения и земли монастыря переданы в казну, жители стали государственными крестьянами. В связи со строительством Полесских железных дорог население увеличилось — в 1897 году оно составило 3167 человек, 855 дворов. Работали две мельницы, народное училище, церковно-приходская школа.
В феврале 1918 года деревня оккупирована немцами, в 1919—1939 годах Лунинец входил в состав Второй Речи Посполитой и был центром Лунинецкого повета Полесского воеводства. В это время в городе проживало чуть более 8 тысяч человек. Было завершено строительство Свято-Крестовоздвиженской православной церкви, которая действует и по сей день. Также был построен костёл Святого Иосифа.
В 1939 году в результате польского похода Красной Армии Лунинец вошёл в состав Белорусской ССР. На тот момент в Лунинце проживало около 8,3 тысяч жителей. В ходе Великой Отечественной войны находился под немецкой оккупацией с 10 июля 1941 по 10 июля 1944 года.
Герб
В средневековье Лунинец не имел своего герба и флага и получил геральдические символы уже в наше время. В голубом поле герба три серебряные фигуры. Сверху располагается корона, символизирующая принадлежность города во времена Великого княжества Литовского к княжеским владениям. В центре две пересекающиеся стрелы — символ движения, что ассоциируется с железнодорожным узлом, ниже лилия, которая напоминает о природе Лунинетчины, в частности Белого озера[источник не указан 84 дня].
Транспорт
Железнодорожный вокзал
В конце XIX — начале XX веков Лунинец стал важным железнодорожным узлом. В 1884—1886 годах было открыто движение поездов на Гомель, Ровно, Вильну и Брест, рядом с деревней вырос крупный железнодорожный узел с депо, мастерскими и другими строениями, был построен вокзал.
Экономика
Важную роль в экономике города играет железная дорога. В Лунинце располагается завод «Полесьеэлектромаш», ремонтно-механический завод, «Лунинецкий молочный завод», «Лунинецлес», деревообрабатывающий комбинат, лунинецкое РПО.
Туризм
На 2008 год зарегистрированы 6 физических лиц, оказывающих новые для района услуги в сфере агроэкотуризма[3].
Спорт
В 2011 году в городе открыт ледовый дворец — аналог арен, возведенных ранее в Пружанах и Кобрине. Имеется плавательный бассейн (открыт в 2012 году). Помимо этого в городе имеется мотобольный клуб «Юна», неоднократно принимавший участие в первенстве Европы по данному виду спорта.
ФК Лунинец основан в 1999 году, и к сожалению отыграл только 2 сезона с 1999 по 2001 год.